Какие краны требуют проведения ЭПБ

  1. грузоподъемные краны всех типов;
  2. мостовые краны-штабелеры;
  3. краны-трубоукладчики;
  4. краны-манипуляторы;
  5. строительные подъемники;
  6. подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  7. грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  8. электрические тали;
  9. краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;
  10. сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;
  11. тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;
  12. специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и перемещения людей;
  13. рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС, передвигающихся по рельсам).

 

Какие краны  НЕ требуют проведения ЭПБ

  1. краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
  2. краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  3. краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  4. переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  5. ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
  6. краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  7. электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;
  8. краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т·м включительно;
  9. грузовые строительные подъемники;
  10. рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
  11. мостовые краны-штабелеры;
  12. краны-трубоукладчики.

Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, за назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию подъемных сооружений, не подлежащих учету, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти ПС. Порядок обслуживания и допуск к обслуживанию персонала подъемных сооружений, не подлежащих учету, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС.

 

 

Кем проводится экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных механизмов, кранов и механических конструкций для подъема груза?

Экспертизу проводят специализированные организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению ЭПБ, за счет средств заказчика на основании договора.

Случаи, когда необходимо проведение экспертизы подъемных сооружений:

  1. до начала применения на опасном производственном объекте;
  2. по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки подъемного сооружения, установленных производителем;
  3. при отсутствии в технической документации данных о сроке службы подъемного сооружения, если фактический срок его службы превышает 20 лет;
  4. после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов подъемного сооружения, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых подъемное средство было повреждено.

Для каких подъемных механизмов и сооружений обязательно проведение ЭПБ?

ЭПБ проводится только для подъемных сооружений, которые подлежат учету в органах Ростехнадзора. Подъемным сооружениям, перечисленным в п. 143 ФНП ПС и не подлежащим учету в органах Ростехнадзора, экспертиза промышленной безопасности не проводится. По истечении срока службы, назначенного изготовителем подъемного сооружения, механизма или крана и отсутствии указаний по дальнейшей эксплуатации ПС, необходимо провести техническое диагностирование с целью определения дальнейшего срока службы.

После проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов подъемного сооружения (крана), либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое подъемное сооружение, при проведении экспертизы промышленной безопасности должны быть выполнены следующие работы:

  • – полное техническое освидетельствование;
  • – оценка качества завершенного монтажа, ремонта, реконструкции ПС;
  • – оценка комплектности и работоспособности системы управления, указателей, ограничителей и регистраторов;
  • – проверка комплектности и качества болтовых соединений;
  • – подтверждение качества ремонта, реконструкции подъемного сооружения, либо приостановка эксплуатации ПС и отправка его на исправление отмеченных несоответствий, либо допуск к дальнейшей эксплуатации подъемного сооружения со снижением показателей назначения ПС (грузоподъемности, скоростей механизмов).

Объем, состав и характер работ по экспертизе промышленной безопасности грузоподъемных механизмов зависят от типа подъемного сооружения, его фактического состояния и технологии, в которой подъемное сооружение применяется на опасном производственном объекте.

Здания и сооружения на ОПО, где установлены подъемные сооружения подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

При отсутствии требований в проектной и эксплуатационной документации на здания и сооружения ОПО, где установлены подъемные сооружения, применяются нормы браковки зданий и сооружений, в соответствии с Приложением № 3 к ФНП ПС.

Действующее законодательство не предусматривает отдельного проведения экспертизы промышленной безопасности крановых путей, регистрация такого заключения экспертизы избыточна. При этом может быть проведена экспертиза промышленной безопасности здания, воспринимающего нагрузки от установленных в нем грузоподъемных механизмов.

Периодическое комплексное обследование крановых путей проводится специализированными организациями в соответствии с п.п. 216-218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 (далее – ФНП по ПС).

Действующими требованиями промышленной безопасности не предусмотрено специальных требований к организациям, занимающимся комплексным обследованием крановых путей.

Согласно разделу 3 методических указаний «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин» РД-10-138-97, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 28.03.1997 № 41(далее – РД), под крановым путем понимается устройство (сооружение), состоящее из направляющих (рельсов), соединений и креплений направляющих, а также путевого оборудования, предназначенное для передвижения по нему грузоподъемных машин на рельсовом ходу.

В соответствии с ФНП при обследовании крановых путей проводится проверка элементов, входящих в крановый путь.

 

В соответствии с РД строительные конструкции (подкрановые балки, фермы, подкраново-подстропильные балки и фермы), предназначенные для опирания (подвески) рельсового кранового пути, восприятия крановых нагрузок и обеспечения пространственной жесткости и устойчивости каркаса, относятся к подкрановым строительным конструкциям, проверка которых согласно ФНП при комплексном обследовании кранового пути не предусмотрена.